Социальные партнёры колледжа


Органы власти
Министерство образования и науки Самарской области
Управление профессионального образования и науки
Управление по надзору и контролю в сфере образования МОиН Самарской области
Западное управление Министерства образования и науки Самарской области
Самарский институт повышения квалификации работников образования
Центр профессионального обучения


Администрация г.о.Сызрани

Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о.Сызрань
Управление культуры, информации и рекламы Администрации г.о.Сызрань
Управление физической культурой и спорта Администрации г.о.Сызрань
Управление по молодёжной политике и туризму Администрации г.о.Сызрань
Управление социальной защиты населения Администрации г.о.Сызрань
Отдел образования Администрации г.о.Сызрань
Отдел общественных связей и информации г.о.Сызрань,
7 ОГПС
Дума г.о.Сызрань

Учреждения общего, профессионального и дополнительного образования
ГБОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет", представительство в г.Сызрани
Филиалом СамГТУ в г.Сызрани

ФГБОУ СПО "Сызранский колледж искусств им. О.Н.Носцовой"
ФГБОУ СПО "Сызранский политехнический техникум"
ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж"
ГБОУ НПО "Профессиональное училище №26"
ГБОУ СПО "Сызранский медицинский колледж"
ГБОУ СПО "Сызранский механико-технологический техникум"
МУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи
Драматического театра им. А.Н.Толстого
ДК «Художественный»
ДК «Горизонт»

«Авторадио - Сызрань»
ЗАО АКБ «Земский банк»
ООО «КТВ-ЛУЧ»
«Волжские вести в субботу»,
«Волжские вести»,
«Ещё бесплатнее»,
«Альтернатива»,
«TV-press»
Филиала «Сызранский» торгово-промышленной палаты
ГУ "Центр занятости населения"

Работодатели

Союз работодателей г.о. Сызрань
ОАО СНПЗ,   
ОАО «Нефтемаш»
ОАО «Тяжмаш»
Куйбышевской железной дороги – филиал «РЖД»
ОАО «Пластик»
ООО «РН-Информ»
ИП Аляев А.В.
ООО «Строй К»
ООО «УК «ЖЭС»
ООО «Венто»
ООО «Пикродор»
ООО «УНИП»


Социальное партнерство как один из приоритетов развития
профессионального образования.


Экономическая стабильность любого государства, рост благосостояния его народа, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции, в конечном итоге – успешность и устойчивость развития страны определяется в первую очередь возможностью развития ее человеческого потенциала, а значит состоянием системы образования.
Совершенно очевидно, что на современном этапе социально-экономических преобразований России образование становится областью приоритетных интересов государства и общества, так как именно оно является национальным достоянием, становится сегодня непосредственно сферой производства. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны. Принятые на федеральном уровне стратегические программы модернизации и  развития российского образования определяют главные направления осуществляемых преобразований, позволяющих повысить качество и эффективность образовательных услуг, вариативность образовательных маршрутов, доступность к различным уровням образования.
Но вместе с этим в настоящее время просматривается тенденция отставания системы образования от требований социально экономического развития. В первую очередь оно выражается в отсутствии адекватной реакции профессионального образования на потребности рынка труда.
Современная российская система образования характеризуется фактическим  отсутствием ответственности за конечные итоги результата образовательной деятельности учебных заведений. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросе образовательной политики. Не найдены эффективные средства участия работодателей в определении задач и оценок результатов деятельности учреждений профессионального образования, что не позволяет, обеспечит интеграцию производства и системы образования.
Система начального профессионального и среднего профессионального образования находятся в сложной ситуации.
Стагнация производственного сектора в предыдущем десятилетии привела к разрыву традиционных связей между профессиональными учебными заведениями и производством. Это отрицательно сказалось на общем уровне квалификации рабочих, вызвало снижение спроса на выпускников начального и среднего профессионального образования. В настоящее время значительная часть выпускников НПО и СПО не востребована на рынке труда, в то же время работодатели заявляют о резком дефиците высококвалифицированных рабочих кадров.
Современный рынок труда предъявляет требования не столько к уровню теоретических знаний потенциального работника, сколько к той степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать. Назрела острая необходимость участия бизнеса в формировании портфеля специальностей и профессий при сохранении государственного участия  и контроля. Анализ показывает, что руководители малого и среднего бизнеса порой не могут, а порой  не хотят вкладывать средства на подготовку специалистов, аргументируя свою позицию неопределенностью завтрашнего дня, но в большей степени в силу привычки считают подготовку специалистов прерогативой государства. На сегодняшний день необходима разработка механизма мотивации участия работодателя в процессе подготовки будущего специалиста, возможно, через систему льготного налогообложения. Проблема востребованности специалиста-выпускника учебного заведения СПО тесно связана с социально-психологической защищенностью человека.
Сегодня «молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью» (И.М. Ильинский, П.И.Бабочкина «Концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи» М.: Социум, 1999).
Показателями социальной защищенности и успешной адаптацией в современном обществе для молодого специалиста является его востребованность на рынке труда, в то время как современный рынок труда характеризуется отсутствием однозначной определенности и гарантированности занятости. Переориентация производств, смена направлений, появление новых профессий и специальностей влекут за собой повышение квалификации, переопределение и смены профессий.
Таким образом, из самых вероятных негативных событий, с которыми может столкнуться сразу же после окончания обучения молодой специалист, является его невостребованность на рынке труда.
Отсюда связанные с этим неблагоприятные последствия, например, невхождение в референтную (значимую для молодого человека) группу, напряжение в отношениях с близкими, тяжелые чувства и переживания.
Развитие среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственном, политическом и социально-экономическом развитии России: формирования гражданского общества, рыночного сектора экономики, процессов регионализации, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы с учетом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов.
Современные исследователи отмечают некоторые тенденции научно-технического развития, диктующие соответствующие  требования к профессиональному образованию:
- непрерывное совершенствование технической базы производства и в первую очередь повсеместная автоматизация технологических процессов;
- комплексность новых технологий, а так же возрастающая абстракция непрерывных производственных процессов, требующих усиление теоретических знаний с практическими навыками;
- усложнение техники, наличие стандартизованных элементов, уникальность оборудования;
- рост числа экстремальных ситуаций в условиях автоматизации техники, усложнения производственных связей;
- отход от жестких схем в содержании труда работников производства;
- рост влияния и распространения новых форм организации труда;
-повышение требований к экономической подготовке специалистов;
-ускорение темпов обновления продукции.
Сегодня все ощутимее дает о себе знать потребность в хорошо организованной массовой подготовке работников принципиально нового типа, сочетающих в своей трудовой деятельности функции рабочего и инженерно-технического работника. Ясно, что такого работника можно подготовить  лишь на основе тесной взаимосвязи его обучения с тем производством, на котором ему предстоит трудиться.
Представители бизнес-сообщества – участники круглого стола «Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта» (г.Санкт-Петербург, 10 марта 2006года) сформулировали основные критерии современного специалиста:
* инициативный интеллектуал;
* способность быстро включиться в работу;
* умение рационально применять знания на практике;
* владение навыками командной работы;
* постоянное стремление к повышению квалификации.
Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим. Способность к осознанному анализу своей деятельности, способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и к приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполненную работу.
Принятая Губернским колледжем модель выпускника предполагает наличие именно этих необходимых профессиональных характеристик, общезначимых и профессиональных компетенций. Средством для этого выступает та новая образовательная среда и образовательная практика, которую коллектив Губернского колледжа г. Сызрани  формирует в течение шести последних лет.
Для того, чтобы система профессионального образования выполнила социальный заказ, она должна быть так же динамична, как наука, техника, производство. Более того, она должна решать задачи с опережением по отношению к темпам развития техники и социально-экономических условий общества. Чтобы система удовлетворяла насущным потребностям общества, необходимо срочно решать вопросы о том, как в новых условиях должны измениться основные компоненты функционирующих педагогических систем, цели, содержание и методы обучения, характер деятельности преподавателей и студентов; каковы движущиеся силы, принципы и необходимые условия формирования деловых и предпринимательских качеств у будущих исполнителей, организаторов и руководителей производства; в чем заключаются качества человека, способствующие его успешной предпринимательской деятельности.
Эффективность поиска ответов на эти вопросы, успешность решения обозначенных проблем во многом определяется развитостью системы социального партнерства.
Программа развития среднего профессионального образования России предусматривает расширение социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов, основными направлениями которого выступают:  
- определение перечня образовательных услуг, востребованных на рынке труда;
- определение требований к качеству подготовки специалистов и участие в итоговой государственной аттестации выпускников;
- совершенствование организации образовательного процесса;
- развитие материально-технической базы учебного заведения;
- оценка деятельности образовательного учреждения, участие в лицензировании, аттестации и государственной аккредитации учебного заведения;
- формирование и реализация вариативных воспитательных систем;
- развитие профориентации населения;
- трудоустройство выпускников средних специальных учебных заведений.
Социальное партнерство в сфере образования – это взаимовыгодное сотрудничество, которое повышает качество и уровень профессиональной подготовки студентов, получающих возможность осваивать современные технологии. Для предприятий это перспектива создать кадровый резерв из числа студентов, выращивать будущие трудовые ресурсы в соответствии с особенностями технологий своих производств.
Сформированное пространство социального партнерства с развитыми формами взаимодействия его субъектов позволяет осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена, имеющих уровень квалификации , достаточный как для самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с потребностями рынка труда, так и для продолжения обучения в рамках системы непрерывного многоуровневого профессионального образования на основе рационального использования кадрового потенциала, материальной и материально-технической базы всех субъектов социального партнерства, а также средств и материальных ресурсов, выделяемых на профессиональное образование.
В условиях регионализации образования социальное партнерство становится необходимым условием эффективного функционирования образовательного учреждения.
В последние годы Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ принято ряд мер по созданию системы взаимодействия  профессионального образования и работодателей:
- приказ Министерства образования России от 30.12.2004г. № 152 (создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей);
- письмо Министерства образования России от 12.11.2004г. №АС-827/03 (предусмотрен механизм внесения изменений в действующие стандарты с учетом требований работодателей);
- постановление Правительства РФ от 21.01.2005г. №36 (утверждены Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в их разработке работодателей);
- 16 ноября 2005 года вопрос «Разработка квалификационных требований (профессиональных стандартов) по областям деятельности с участием работодателей» обсуждался на межведомственном совете по образованию;
- комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года включена разработка профессиональных стандартов к основным должностям работников в различных областях деятельности до 1 квартала  2008 года с участием работодателей.
В рамках круглого стола «Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта», проведенного в Санкт-Петербурге 10 марта 2006 года, рассматривались вопросы, связанные с проблемами, тенденциями и приоритетами социального партнерства профессионального образования и бизнес-сообщества.
Важнейшими задачами, стоящими сегодня перед профессиональным образованием, по мнению участников круглого стола, «являются существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, бизнеса, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.».
Здесь представителями бизнеса была предложена своя альтернатива, суть которой состоит в понимании того, что инвестиции в образовательную систему – это наиболее значимые, перспективные инвестиции, и их объем и характер во многом определяют будущее не только России в целом, но и российского бизнеса. В связи с этим крупные компании готовы оказывать максимальную практическую поддержку в образовательном процессе, включая техническую помощь, совершенствование материальной базы учреждений профессиональной школы. Важным, на взгляд представителей бизнеса, могла бы стать специальная программа под условным названием «Моя компания», которая позволила бы будущим специалистам понять специфику выбранного производства, сферы приложения собственных профессиональных знаний и умений.
Новые условия требуют от образовательных учреждений СПО наличие рыночных качеств, которые лучше всего проявляются в образовательных комплексах.
В качестве образовательного комплекса на региональном рынке образовательных услуг выступают крупные многопрофильные, многофункциональные колледжи, способные широко универсифицировать свою деятельность без ущерба для качества образования и представить широкий спектр образовательных услуг разных уровней образования.
В Самарском регионе такими масштабными комплексами являются Губернские колледжи, в том числе и Губернский колледж г. Сызрани. Такие крупные учебные средние профессиональные учебные заведения в целом отличаются более высокими показателями качества обучения, что обеспечивается интеграцией ресурсов и средств объединенных в комплексе лицеев, колледжей или техникумов.
При этом социальное партнерство выходит на иной уровень, когда предприятиям и организациям становится экономически выгодно участвовать в подготовке специалиста.
Для реализации сформулированных с помощью работодателей требований к уровню знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций выпускника образовательные комплексы могут позволить себе дополнительную подготовку с выдачей сертификатов и свидетельств. Эти документы позволяют выпускнику  в большей степени соответствовать запросам работодателей.
Проектирование и реализация социального партнерства крупномасштабным профессиональным комплексом, каковым является  Губернский колледж г. Сызрани, не может осуществляться иначе, чем на основе синергетического принципа, так как любой из субъектов образовательного процесса – само образовательное учреждение, работодатели, общественные организации и т.д., являются сложными открытыми системами, взаимодействие между которыми возможно только на основе программно-целевого подхода, что не только упорядочивает систему социального партнерства, но и делает ее более гибкой, эффективной и адекватной интересам обеих сторон – учреждений профессионального образования и социальных партнеров.
Социальное партнерство в профессиональном образовании связано с упорядочением координационного взаимодействия систем в пределах их взаимной заинтересованности, оно заявляет о себе как о факторе развития и реформировании региональных образовательных систем и учебных заведений. Реформаторский потенциал социального диалога и партнерских связей трудно переоценить. Несмотря на отсутствие федерального закона о социальном партнерстве, оно пробивает себе дорогу пока еще стихийным формированием культуры социального партнерства в сфере профессионального образования. Методы вхождения профессиональных образовательных учреждений в практику социального партнерства в новых социально-экономических реалиях как бы «нащупываются» путем проб и ошибок, возрастает Востребованность методологической поддержки и программно-целевого сопровождения этого процесса.
Социальный диалог Губернского колледжа г. Сызрани – крупного профессионального комплекса разноуровневой и многопрофильной подготовки специалистов строится на ином опыте, иных формах отношений, когда запускается координационный механизм – механизм «консенсусов» в совершенно новых условиях действительности. Это опыт межсистемного координирования, регулирования и управления при изменении роли государства, изменении типа взаимодействия с внешней средой, когда социальное партнерство становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации профессионального образования.
Колледжем были выделены актуальные направления для разработке по проблеме целевого подхода в проектировании и реализации социального партнерства:
- организационные основы формирования социального партнерства;
- социальное партнерство среднего профессионального образования;
- уровни и модели социального партнерства;
- проблемы подготовки квалифицированных кадров среднего звена  в условиях социального партнерства;
- государственное и общественное управление средним профессиональным учебным заведением.
- пути развития социального партнерства в условиях модернизации среднего профессионального образования.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития профессионального образования федерального или регионального уровня обеспечит создание условий для максимального эффективного использования средств, кадрового потенциала и образовательных ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Программно-целевой подход предполагает комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Такой подход обеспечивает возможность формирования образовательного пространства, включающегося в себя всех (прямых и опосредованных) субъектов образовательного процесса, а вместе с этим требует приобретения новых знаний по управлению образовательным учреждением как открытой образовательной системой в условия сложных и многообразных социальных связей с позиции современных теорий управления, где педагогический менеджмент становится инструментом грамотной стратегии и эффективной тактики разрешения социально-педагогических и экономических проблем.
При этом педагогический менеджмент рассматривается как принцип управления социальным институтом подготовки и включения людей в различные сферы жизнедеятельности общества, их приобщения к культуре данного общества, что предопределяет повышенную сложность и разнообразие управленческих процессов по обеспечению реализации экономических, правовых, социальных, психолого-педагогических, учебных и воспитательных функций педагогического менеджмента в условиях социального партнерства на рынках труда и образовательных услуг.
В условиях рыночных социально-экономических отношений, динамично меняющейся ситуации на рынке труда управления образовательным учреждением имеет свою специфику, заключающуюся в том, что менеджерам образования важно концентрировать свое внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения и стратегию управления.
Стратегическое управление О.С. Виханский и А.И. Наумов определяют как такое управление организацией, которое опирается на  человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Стратегическое управление предполагает прежде всего анализ внешней среды, в том числе характер и перспективы социального партнерства, затем определение миссии и целей образовательного учреждения, выбор стратегии развития, ее выполнение, а также оценку и контроль выполнения.
Внешние условия социального взаимодействия являются источником, питающим учреждение ресурсами, необходимыми для поддержания и развития его внутреннего потенциала.
В этой связи особое значение приобретает маркетинговый подход в управлении образовательным учреждением, когда маркетинг вообще определяется как программно-целевая система, охватывающая различных участников процесса реализации и различные виды деятельности, из которых конструируется система с использованием современных методов и технических средств. Эта система взаимосвязанных мер во всех звеньях производства и обращения товаров направлена на то, чтобы подчинить результаты работы на промежуточных стадиях конечной цели – наиболее полному удовлетворению общественных потребностей, а образовательный маркетинг представляется как определение и создание структуры вариативных образовательных потребностей, организация всех ресурсов  учебного заведения для удовлетворения их с большей моральной и материальной прибылью для учебного заведения и потребителя.
Это обеспечивает наиболее эффективное социальное партнерство, характеристиками которого выступает:
- ориентация всей деятельности учреждения на потребности  и спрос потребителей образовательных услуг;
- внутренняя и внешняя интеграция системы образования;
- использование внешних ресурсов для своего развития;
- адаптация образовательного учреждения и к быстроменяющимся условиям труда;
- учет особенностей функционирования и развития учреждения в условиях меняющихся рынков труда и образовательных услуг;
- «педагогизация» внешней среды и производства.
В данной работе изложены концептуальные основы социального партнерства, проектирование образовательного пространства на основе разнообразных целевых программ, позволяющих решить задачи качественной профессиональной подготовки специалистов.


Марфин С.Г, Ульянова Н.В.
(Информация размещена в сборнике методических рекомендаций по результатам инновационной деятельности коллектива  Губернского колледжа с работодателями в рамках экспериментальной площадки ФИРО «Личностно-профессиональное становление обучающихся в пространстве эффективного диалога»).